Стрит-арт: от французских революционеров до Бэнкси.

Слово «арт» сегодня употребляется на каждом шагу. Но, к сожалению, рядовая столовая с грязными столами и мухами от этого не становится приятным общепитом с креативным дизайном. И все же, когда речь заходит о подлинном искусстве, вещи надо называть своими именами. Поэтому мы погружаемся в каменные джунгли мегаполисов…

Поэтому мы погружаемся в каменные джунгли мегаполисов для того, чтобы насладиться одним из направлений street-art – стэнсилами. Оригинальные надписи, принты, политические лозунги и карикатуры, созданные за пару минут, нередко выглядят эффектнее масштабных и разноцветных граффити, над которыми нужно трудиться не одну ночь. Хотя сами стэнсилы и принято считать разновидностью граффити, их главное отличие – использование трафарета. Поэтому некоторые уличные художники считают, будто бы приверженцы заготовок халтурят, создавая произведения не совсем «от руки», ибо имеют возможность скрыться, не попав под статью «вандализм».

С этим утверждением можно согласиться, но, с другой стороны, для того чтобы сделать оригинальный стэнсил, приходится напрячься, вырезая будущий шедевр на пластике или картоне. А что касается желания быть неуловимым – тут трафаретчики наследуют традиции тех, кто, собственно, и придумал подобное искусство – французских революционеров, которые использовали муниципальные стены для декларации собственных идей. Происходило это во время народных волнений 1870-х. Тогда, кстати, самым популярным было изображение гильотины. Может, потому, что она и грозила художникам-бунтарям

Очень быстро один из самых дешевых видов пропаганды захватил всю Европу, а в 20 веке и весь мир. В принципе, и в наши дни чаще всего подобные рисунки создаются для того, чтобы напомнить власть имущим и обществу о существующих проблемах. Хотя время от времени они выставляются в центрах современного искусства, а иногда и продаются за миллионы, как, например, шедевры британца Бэнкси или француза Блэка Ле Рата. Последний, к слову, называл себя «верным потомком» революционеров прошлого, работая подпольно до тех пор, пока его не поймала полиция. Чтобы избежать наказания, Блэк согласился творить только в галереях, а вместе с этим начал и неплохо зарабатывать.

Однако куда чаще авторы отказываются от официального признания, предпочитая городские стены любым музеям и выставкам. Здесь уж, как говорится, каждому свое. Так, например, парижанин Ле Бательер все 80-ые и 90-ые годы прошлого века украшал стены французской столицы своими остроумными стэнсилами. Он отказывался идти на любой контакт, скитаясь по сквотам, и рисовал обычно в час пик, когда улицы переполнены людьми и раствориться в толпе огромного города проще простого. Бательер умер почти двадцать лет назад в полной нищете в возрасте тридцати лет, тем не менее жители Парижа по-прежнему помнят его и ценят сохранившиеся работы.

На десерт – 5 фактов о трафаретном искусстве:

Один из наиболее узнаваемых стэнсилов мира был создан в Ленинграде во время Второй мировой войны. Надпись «Граждане, при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!», появившаяся на Невском проспекте благодаря усилиям Татьяны Котовой и Любови Герасимовой, спасла не одну жизнь.

Девушка, творившая в 1980-х в Париже под псевдонимом Miss Tic, прославилась тем, что вместо политических лозунгов писала стихи. Таким образом, стены кварталов превращались в страницы литературных произведений, а сама поэтесса говорила, что «ей не нужны издатели».

Работа Бэнкси, где изображены целующиеся констебли, попала в кадр фильма «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона.

Опытные мастера считают, что максимально удобным и скрытым от посторонних глаз местом для транспортировки трафарета является коробка из-под конфет.

Американец Джером Меснэджер является рекордсменом по скорости создания изображений. В среднем на одну картину у него уходит 26 секунд.

Фото sostav.ru, fishki.net, culturs.guru